Винт самолета: однополостная лопасть, реактивный момент, расчет лопастной тяги, воздушного шага, толкающие, четырехлопастной и другие виды, как пулемет стреляет, особенности стрельбы, кпд

ВЫБОР МАТЕРИАЛА

        Из какого дерева лучше всего сделать винт? Такой вопрос часто задают читатели. Отвечаем: выбор дерева прежде всего зависит  от назначения  и  размеров винта.

      Винты, предназначенные для двигателей большей мощности (порядка 15—30 л. с), также можно изготовлять из монолитных брусков твердой породы, но требования к качеству древесины в этом случае повышаются. При выборе заготовки следует обращать внимание на расположение годичных колец в толще бруска (оно хорошо просматривается по торцу, рис. 2-А), отдавая предпочтение брускам с горизонтальным или наклонным расположением слоев, выпиленным из той части ствола, Которая ближе к коре. Естественно, что заготовка не должна иметь сучков, кривослоя и других пороков.

Винт самолета: однополостная лопасть, реактивный момент, расчет лопастной тяги, воздушного шага, толкающие, четырехлопастной и другие виды, как пулемет стреляет, особенности стрельбы, кпд

Рис. 2. Заготовки воздушного винта

        Если подходящего по качеству монолитного бруска найти не удалось, придется склеить заготовку из нескольких более тонких дощечек, толщиной 12—15 мм каждая. Такой способ изготовления винтов был широко распространен на заре развития авиации, и его можно назвать «классическим». По соображениям прочности рекомендуется применять дощечки из древесины разных пород (например, береза и красное дерево, береза и красный бук, береза и ясень), имеющие взаимно пересекающиеся слои (рис. 2-Б). Винты, изготовленные из клееных заготовок, после окончательной обработки имеют очень красивый внешний вид.

        Некоторые  опытные  специалисты   клеят  заготовки  из многослойной авиафанеры марки      БС-1, толщиной 10—12 мм, собирая из нее пакет нужных размеров. Однако  рекомендовать этот способ широкому кругу любителей мы не можем: слои шпона, расположенные поперек винта,  при   обработке могут образовать трудно устранимые неровности и ухудшить качество изделия. Концы лопастей  винтов,  изготовленных из фанеры,  получаются  весьма  хрупкими. Кроме того, у высокооборотного винта в корне лопастей действует очень большая центробежная сила, доходящая в некоторых случаях до тонны  и более,  а в фанере поперечные слои на разрыв не работают.  Поэтому фанеру  можно применять только после расчета площади корневого сечения  лопасти (1 см2 фанеры  выдерживает на разрыв около  100  кг, а 1 см2 сосны — 320 кг.) Винты приходится утолщать, а это ухудшает аэродинамическое качество.

Читайте также:  94515437 TYB «Гайка ступицы Aveo, Lacetti, Lanos, Nexia, Rezzo FR» — запчасти на DRIVE2

         В ряде случаев ребро атаки воздушного винта закрывают полоской тонкой латуни, так называемой оковкой. Она крепится к кромке мелкими шурупами, головки которых после зачистки опаиваются оловом, чтобы предотвратить самоотворачивание.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

        По чертежу воздушного винта прежде всего необходимо изготовить металлические или фанерные шаблоны — один шаблон вида сверху (рис. 3-А), один шаблон вида сбоку и двенадцать шаблонов профиля лопасти, которые  будут нужны для проверки винта на стапеле.

изготовление винта

Рис. 3. Последовательность изготовления винта

       Заготовку винта (брусок) нужно тщательно отфуговать, соблюдая размер со всех четырех сторон. Затем наносят осевые линии, контуры шаблона вида сбоку (рис. 3-Б) и удаляют лишнюю древесину, сначала маленьким топором, потом рубанком и рашпилем. Следующая операция — обработка по контуру вида сверху. Наложив шаблон лопасти на заготовку (рис. 3-В) и укрепив его временно гвоздиком по центру втулки, обводят шаблон карандашом. Затем поворачивают шаблон строго на 180° и обводят вторую лопасть. Лишняя древесина удаляется на ленточной пиле, если ее нет — ручной выкружной мелкозубой пилой. Эта работа должна быть выполнена очень точно, поэтому торопиться не следует.

        Изделие, приобрело очертания винта (рис. 3-Г). Теперь начинается самая ответственная часть работы — придание лопастям нужного аэродинамического профиля. При этом следует помнить, что одна сторона лопасти плоская, другая выпуклая.

        Главный  инструмент  для  придания  лопастям  нужного профиля — остро отточенный, хорошо присаженный топор.   Это   отнюдь   не   значит,   что   выполняемая   работа — «топорная»: топором можно делать чудеса. Достаточно вспомнить знаменитые Кижи!

       Древесину удаляют последовательно и не спеша, сначала делая мелкие короткие натесы во избежание отщепления по слою (рис. 3-Г). Полезно иметь также небольшой двухручный стружок. На рисунке показано, как можно ускорить и облегчить работу по обтесыванию профильной части лопасти, сделав несколько пропилов мелкозубой ножовкой. Выполняя эту операцию, надо быть очень осторожным и не пропилить глубже, чем требуется.

Читайте также:  Как правильно подобрать гайки для литых дисков?

        После грубой обработки лопастей винт доводится до кондиции рубанками и рашпилями с проверкой в стапеле (рис. 4-А).

Винт самолета: однополостная лопасть, реактивный момент, расчет лопастной тяги, воздушного шага, толкающие, четырехлопастной и другие виды, как пулемет стреляет, особенности стрельбы, кпд

Рис.4. Стапель и шаблоны профилей лопасти

       Для изготовления стапеля (рис. 4) надо найти доску, равную по длине винту и достаточно толстую для того, чтобы в ней можно было сделать поперечные пропилы глубиной 20 мм для установки шаблонов. Центральный стержень стапеля изготовляется из твердого дерева, его диаметр должен соответствовать диаметру отверстия в ступице винта. Стержень вклеивается строго перпендикулярно к поверхности стапеля. Надев на него винт, определяют количество древесины, которое предстоит удалить для соответствия лопасти шаблонам профиля. Выполняя эту работу в первый раз, нужно быть очень терпеливым и осторожным. Умение приобретается не сразу.

         После того как нижняя (плоская) поверхность лопасти будет окончательно доведена по шаблонам, начинается доводка верхней (выпуклой) поверхности. Проверка ведется с помощью контршаблонов, как показано на рисунке 4-Б. От тщательности выполнения этой операции зависит качество винта. Если неожиданно выяснится, что одна лопасть получилась немного тоньше другой — а это часто бывает у неопытных мастеров, — придется соответственно уменьшить толщину противоположной лопасти, в противном случае и весовая и аэродинамическая балансировки винта будут нарушены. Мелкие изъяны можно исправить наклейкой кусочков стеклоткани («заплаток») или подмазкой мелкими древесными опилками, замешенными на эпоксидной смоле (эту  мастику в просторечии называют хлебом).

       При зачистке поверхности деревянного винта следует учитывать направление волокон древесины; строгание, циклевку и ошкуривание можно вести только «по слою» во избежание задиров и образования шероховатых участков. В некоторых случаях, помимо цикли, хорошую помощь при отделке винта могут оказать стеклянные осколки.

         Опытные столяры после ошкуривания натирают поверхность гладким, хорошо отполированным металлическим предметом, сильно нажимая на него. Этим они уплотняют поверхностный слой и «заглаживают» оставшиеся на нем мельчайшие царапины.

Читайте также:  Устройство токарного станка 16К20 - полезная информация Токарные станки по металлу

БАЛАНСИРОВКА

        Изготовленный винт должен быть тщательно отбалансирован, то есть приведен в такое состояние, когда вес его лопастей совершенно одинаков. В противном случае при вращении винта возникает тряска, которая может повлечь за собой разрушение жизненно важных узлов всей машины.

        На рисунке 5 изображено простейшее приспособление для балансировки винтов. Оно позволяет выполнить балансировку с точностью до 1 г — этого практически достаточно в любительских условиях.

Винт самолета: однополостная лопасть, реактивный момент, расчет лопастной тяги, воздушного шага, толкающие, четырехлопастной и другие виды, как пулемет стреляет, особенности стрельбы, кпд

Рис. 5. Простейшее приспособление для проверки балансировки винта

        Практика показала, что даже при очень тщательном изготовлении винта вес лопастей получается неодинаковым. Это происходит по разным причинам: иногда вследствие разного удельного веса комлевой и верхней частей бруска, из которого изготовлен винт, или разной плотности слоев, местной узловатости и т. п.

        Как быть в этом случае? Подгонять лопасти по весу, сострагивая с более тяжелой какое-то количество древесины, нельзя. Надо утяжелять более легкую лопасть, вклепывая в нее кусочки свинца (рис. 6). Балансировку можно считать законченной, когда винт будет оставаться неподвижным в любом положении лопастей относительно балансировочного приспособления.

Винт самолета: однополостная лопасть, реактивный момент, расчет лопастной тяги, воздушного шага, толкающие, четырехлопастной и другие виды, как пулемет стреляет, особенности стрельбы, кпд

Рис. 6. Балансировка винта путем вклепывания кусочков свинца в более легкую лопасть

     Не менее опасно биение винта. Схема проверки пропеллера на биение показана на рисунке 7. При вращении на оси каждая лопасть должна проходить на одинаковом расстоянии от контрольной плоскости или угла.

Винт самолета: однополостная лопасть, реактивный момент, расчет лопастной тяги, воздушного шага, толкающие, четырехлопастной и другие виды, как пулемет стреляет, особенности стрельбы, кпд

Рис. 7. Схема проверки винта на биение

Источники

  • https://clstunt.ru/index.php/home/25-vinty-i-baki/358-izgotovlenie-vozdushnogo-vinta-iz-dereva

Удалось ли Вам решить свою проблему по рекомендациям из статьи?
Да!
44.65%
Нет. Требуются дополнительные ответы. Сейчас спрошу в комментариях.
41.15%
Частично.  Еще остались вопросы.  Сейчас отпишусь в комментариях.
14.19%
Проголосовало: 1888

Оцените полезность статьи, нам будет приятно 🙂

Поделись с друзьями:
Adblock
detector