Любая двигательная деятельность на судах становится возможной только при наличии вращательного элемента, создающего тягу при давлении на воду. Гребной винт в это время передает силу, действующую при этом, мотору, который, как правило, закреплен на лодочной конструкции. Чем больше движений на водной глади он сделает за определенный промежуток времени, тем выше будет скорость лодки. При этом размеры, внешний вид и форма должны полностью соответствовать требования определенной лодки, а именно ее физическим возможностям.
Сделав покупку винта, не зная его габаритов, параметров или не имея паспорта, можно ошибиться с выбором правильного, значительно навредив мотору. Помимо этого, перед тем как установить обновку, важно сделать тест на определение его шага.
Шаг винта – это расстояние в осевом направлении, которое может пройти хорда сечения лопастей при определенном угле установки за одно вращение. Визуально это легко изображается, если представить, что вода – это древесина, а лопасти – это шуруп.
Как определить шаг винта лодочного мотора
Для того, чтобы определить шаг винта, необходимо осмотреть все грани лопастей. Благодаря этому действию можно увидеть, что грань – это не ровная плоскость, а согнутая по определённому алгоритму. Например, если в движении закрепить горизонтально расположенную планку из дерева на вертикальном упоре, параллельно раскручивая ее и поднимая с единой скоростью, то и любая точка, расположенная на планке, будет двигаться по траектории. Множество таких траекторий создают винтовую поверхность. При этом конец планки будет вращаться по поверхности цилиндра с тем радиусом, что имеет равное значение в сравнении с ее длиной. Вместе они образуют направляющую поверхности.
Если представить все это на листке бумаги, то направляющая будет визуально выглядеть как прямая с небольшим наклоном. Следовательно, общее расстояние между двумя точками А и Б будет носить название винтового шага. А расстояние между точками Б и В будет называться шаговым углом (рис.1).
Таким образом, если вращать планку, поднимая с единой скоростью, то каждый раз все точки на планке будут подниматься на единую величину. Но шаговый угол для каждой из точек будет различным. То есть чем дальше планка будет располагаться от вращающейся оси, тем ниже будет величина угла.
Для самостоятельного замера винтового шага можно использовать цилиндр, иголку, циркуль, угольник и лист бумаги А4. Для начала необходимо установить остриё на бумаге, далее циркулем начертить окружность с тем радиусом, что будет составлять 0,6 R. В данном случае величина R является наивысшим радиусом угла. Затем в центр начерченного круга ставится цилиндр, по всем сторонам лопастей ставятся треугольники таким образом, чтобы образованная дуга была пересечена. Точки пересечения помечаются карандашом, при этом сразу же измеряют величину высоты, на которой находится соответствующие точки на самих лопастях (рис. 1).
Какими бывают моторные винты
На различных судах существуют гребные винты фиксированного шага, коротко обозначающиеся ВФШ. Их производство осуществляется путем выработки единой детали, литой, сварной, штампованной.
В состав основных элементов входят такие детали как:
- лопасти в количестве от 3 до 6;
- ступицы.
Самая нижняя часть лопастей, которая соединяет их со ступицей, имеет название корнем лопасти, а верхняя, соответственно, вершиной. Та поверхность, что повернута к корпусу судна, называется засасывающей поверхностью, а обратная сторона – нагнетающей. Как раз соединение этих двух сторон создает кромки лопастей (рис.2).
Также бывают винты регулируемого шага, способные влиять на разворот лопастей в нужную сторону. В данном случае лопасти способны принимать положение «полный вперед» и другие команды. Следовательно, в зависимости от того как развернуты лопасти судно может ехать вперед, остановиться, дать задний ход.
Подбор гребного винта для лодочного мотора
Для того, чтобы переключать передачи мало применять лишь силу редуктора подвесного мотора. В данном случае следует правильно подобрать гребной винт, чтобы получить максимальную мощность и выдержку мотора.
Правильно подобранные детали способствуют:
- оптимизации движения по водной глади;
- получению максимального количества оборотов, соответствующих модели мотора;
- получению наивысшей скорости (грузоподъемности).
Следовательно, правильно выбранная деталь мотора во многом влияет на качество и срок службы лодки.
К примеру:
- Она дает возможность сэкономить топливо.
- Сократить шум от мотора, создающийся при движении.
- Увеличить технические ресурсы мотора, повысив срок эксплуатации.
В зависимости от требований, нужно выбрать какой именно материал подойдет:
- нужно увеличить скорость лодки, значительно повысив качество выхода судна;
- увеличить грузоподъемность судна.
Важно заранее определиться с приоритетами, так как выбор обоих вариантов невозможен. При этом есть возможность таким образом подобрать моторную деталь, что получится сбалансировать желаемое. Но так как его замена – процесс достаточно сложный и трудоемкий, важно заранее выбрать самый подходящий.
Достоинств винтов из нержавеющей стали
Лодочные винты, сделанные из нержавеющей стали, имеют более высокую цену, чем прототипы из алюминия и других материалов (рис.4). Тем не менее, срок эксплуатации, выносливость, а также эффективность во время движения у них значительно выше.
Значимым достоинством является плотность металла, не позволяющая винту сгибаться при малейшем повреждении. Также в случае обнаружения повреждений при наезде на песчаной или каменистое дно, их можно исправить, восстановив изначальный вид детали.
Недостатки винтов из стали
Самым главным и весомым минусом является завышенная стоимость, значительно превышающая цену аналогов.
К примеру, алюминиевые образцы имеют более низкую цену. Помимо этого весомым недостатком стали является вероятность повреждения при сильном ударе обо что-либо, несмотря на то, что нередко все повреждения легко устраняются выправлением (рис.5).
Зачастую сам стальной винт может остаться целым, но спровоцирует значительные повреждения у редуктора, что в конечном итоге повлияет на общую работу мотора.
Преимущества алюминиевых винтов
Как уже говорилось ранее, алюминиевые винты превосходят стальные в плане своей стоимости (рис.6).
В особенности это прослеживается в каталогах, представляющих на продажу неоригинальные детали, сделанные под популярные фирмы: Honda, Suzuki, Mercury. Как правило, в случае удара или столкновения он берет именно на себя всю силу удара, сохраняя при этом более значимые моторные детали.
Недостатки винтов из алюминия
Главным недостатком является состав материала, являющийся по консистенции более мягким, что способствует повреждению каркаса при столкновении с песчаным дном (рис.7).
От столкновения на винтовой поверхности могут образоваться выщерблены, значительно ослабевающие потенциальный набор скорости, сильно снижающие коэффициент полезного действия. Не менее значимым недостатком является возможность погнуть лопасти винта от столкновения с любым днищем. В данном случае сыграет немаловажную роль мягкий материал, обладающий пластичностью в сравнении со сталью.
Принципы подбора винтов для лодок
Шаг винта – одна из определяющих технических характеристик, имеющая прямое влияние на время, в течение которого судно может набрать наивысшую скорость (рис.8). Также она демонстрирует расстояние, на которое способен выбранный гребневой винт за 1 полный оборот. Как правило, измерение данной величины происходит в дюймах.
Считается, что чем выше будет винтовой шаг, тем сильнее будет упор, образующийся при вращении лопастей. Сам упор в дальнейшем переходит в энергию, способную влиять на скорость моторной лодки. Следовательно, он оказывает прямое влияние на количество оборотов мотора за определенный промежуток времени. Если сам шаг будет меньше, то снизится и количество оборотов.
Выбирая конкретный вид нужно понимать, что от него будут зависеть практически все моторные и лодочные характеристики. При этом нужно соблюдать значения показателей, которые должны соответствовать требования к определенной модели лодочного мотора. Это поможет стабилизировать на момент движения работу мотора на лодочных судах, заранее избавляя двигатель от скорой поломки.
Важно также помнить, что винты, имеющий широкий шаг, называются более быстрыми, скоростными. Следовательно, те, у которых шаг меньше – грузовыми. Другими словами, он напоминает шаг резьбы на саморезе. Чем больше резьба, тем он быстрее будет вкручиваться в материал, но и усилий придется приложить намного больше, нежели если бы он имел меньшую резьбу. Это говорит о том, что быстрый или скоростной винт не всегда будет влиять на скорость мотора, зачастую наоборот снизит ее. То же самое касается и диаметра винта, способного либо увеличить скорость, либо значительно ее сократить. Поэтому при покупке деталей для мотора важно учитывать даже незначительные характеристики винтов, чтобы получить желаемый результат.
Заключение
Шаг винта – это величина, являющаяся одной из основных составляющих нормального функционирования лодочного мотора. От выбора его материала зависит то, как долго винт прослужит на определенной лодке в определенных условиях, а также какими характеристиками он наделит мотор. То есть в зависимости от того, алюминиевый он или стальной, винт может увеличить скорость лодки, может ее значительно сократить.
Помимо скорости он влияет на работу редуктора в случае получения различных деформаций во время столкновения с песчаным или каменистым дном. В случае с алюминием, редуктор может не пострадать, так как винт возьмет все повреждения на себя. Если это стальная конструкция, то редуктор в зависимости от степени полученных повреждений может получить ущерб, несовместимый с восстановлением.
Таким образом, обновляя детали на моторной лодке, следует внимательнее отнестись к их параметрам, разбираться в свойствах используемого материала, а также знать, что лучше всего подойдет под определенную модель двигателя. Приобретение правильного винта поможет уберечь мотор от множества потенциальных трудностей во время движения.