Среди огромного выбора промышленных метизов особенно популярны болты и шпильки. Они имеют высокую прочность и широкий спектр применения. По внешнему виду они схожи – имеют внешнюю резьбу, но есть и различия. Чем отличается болт от шпильки, рассмотрим подробнее.
Определение и область применения
Чтобы создать прочное крепежное соединение, необходимо точно знать размеры соединяющихся деталей. Длина, ширина крепежного элемента, а также длина, диаметр резьбы, высота головки, высота под ключ – все эти данные важны.
Болты
Крепеж представляет собой метизное изделие – стержень, с нанесенной на него наружной резьбой. Головка может быть различной формы, но чаще в виде шестигранника, под гаечный ключ. Соединение и закрепление производится путем накручивания гайки соответствующего размера. Для равномерного распределения нагрузки и предохранения материала от продавливания используют шайбы.
Болты применяют для укрепления различных конструкций. Они незаменимы в строительстве, машиностроении, станкостроении, изготовлении мебели. Но бывает, что применение болтового соединения становится нерациональным, особенно если скрепляемые детали периодически требуется разбирать. Тогда выбирают альтернативный крепеж.
Шпильки
Шпилька также выглядит в виде стержня с нанесенной на него резьбой снаружи, но не имеет головки. Она образует соединение при помощи дополнительных элементов и резьбового отверстия. Этот вид крепежа предназначен для соединения различных модулей с резьбовыми или гладкими отверстиями. Наиболее часто применяется в машиностроении, мебельной, дорожной промышленности. Высокий класс прочности делает шпильки незаменимыми, широко востребованными.
Классификация средств крепления
Все крепежные элементы изготавливаются по утвержденным стандартам и технологиям. Болты имеют классификацию по видам:
- Форме – в зависимости от того, какие элементы надо соединять, болты бывают классическими – откидными, анкерными или рым. Различают шестигранную, потайную, полукруглую форму головки или с фланцем.
- Типу — размеру (длина стержня) от маленького диаметра М6 (10-90 мм) до большого диаметра М14 (22 – 300 мм).
- Материалу изготовления – высокопрочные углеродистые, легированные, нелегированные сплавы стали по ГОСТу.
- Назначению – для использования в креплении сельхозтехники (лемешные), а также в машиностроении, мебельной промышленности, дорожных конструкциях.
- Классу прочности, покрытию верхнего слоя – различают 11 классов с 3,6 по 12,9. Высокий класс прочности (с 6,8 до 12,9) достигается благодаря современным технологиям изготовления (горячая — холодная высадка), включающим специальную термообработку и нанесение спецпокрытий.
Шпильки строго стандартизированы по размерам и конструкции. Размеры от минимальных (2 мм) до больших (52 мм), с разной резьбой. Они могут иметь резьбу:
- одинаковую по всей длине;
- разную по сторонам – с одного конца для изделий из дерева, с другой стороны – для металлических (для соединения деталей из разных материалов).
Есть разновидности анкерной шпильки, состоящие из:
- элемента с коническим концом;
- анкерной гильзы;
- шестигранной гайки и шайбы.
Материал изготовления этого крепежа, класс прочности с покрытием, назначение соответствует болтовому. Изготовление производится на станках-автоматах.
Сравнение конкурентов
Чтобы понять – что лучше, какой метиз нужно использовать в конкретной ситуации, необходимо разобраться во всех различиях, преимуществах и недостатках. Размеры деталей, частоту разборки/сборки конструкций тоже рекомендуется учитывать.
Ключевые характеристики
Болт – универсальный крепеж в виде стержня с наружной резьбой, принципиально отличается от конкурента граненой головкой.
Шпилька – это цилиндрический стержень, который с обоих концов или по всей длине имеет наружную резьбу. Ее применяют там, где невозможно использовать болтовое соединение – слишком широкие детали, нет места для головки болта или там, где необходимо получить компактное соединение. Шпильку используют и в том случае, если надо соединить детали так, чтобы между ними оставалось пространство.
Преимущества
У каждого типа крепежа есть преимущества и предпочтительные варианты применения.
Преимущества болтового соединения следующие:
- Разъемность, возможность многократной сборки/разборки.
- Простота, точность в изготовлении, большое разнообразие метизов – от общего назначения до специализированного.
- Небольшие усилия при соединении болта с гайкой дают прочную затяжку элементов, которая может сравниться со сваркой по надежности и сроку службы.
- Болтовое соединение используют при сравнительно небольшой толщине соединяемых деталей, или когда материал детали недостаточно прочный для резьбы.
- При самых разных вариантах расположении деталей сборка не составит труда.
Одно из главных преимуществ болтового соединения – нет необходимости в резьбе на соединяемых деталях.
Плюсы соединений шпильками:
- Этот крепеж незаменим там, где корпус деталей крупный, а сквозное отверстие для болта невозможно сделать.
- Элемент востребован, если для всей конструкции существуют ограничения по весу.
- Допустимо применение, если необходима частая сборка/разборка конструкции.
- Ее используют вместо винтов, когда прочность материала всей детали с резьбой недостаточна. Пример – алюминиевые сплавы.
- Легко устанавливается в труднодоступных местах.
Напряжение при затяжке крепежа распределяется более равномерно по сравнению с болтовым.
Недостатки
Помимо преимуществ, нужно учитывать и недостатки крепежных элементов.
Болты имеют следующие минусы:
- Обычно необходимо использовать сразу несколько штук, что значительно утяжеляет конструкцию.
- При затяжке в месте стыковки головки со стержнем возникает усиленное напряжение.
- Так как для крепления необходим идеальный тандем из болта и гайки, а также возможно применение третьего элемента – шайбы, то требуется корректный выбор метизов. При неправильном подборе крепежных элементов стыковка и крепление деталей становится невозможным. Но если фиксация деталей удается, то неидеальные размеры приводят к раннему выходу из строя всей конструкции.
Недостатки шпилек:
- могут гнуться, а значит, терять прочность;
- срывается резьба от сверхбольших нагрузок, например, на колесных деталях автомобиля.
В обоих случаях необходимо срочно заменить поврежденные элементы на новые.
Инструмент для работы с болтами и шпильками
Производители предлагают большой выбор инструмента для работы с крепежом:
- Шпильковерт – предназначен для сборки, демонтажа шпилек на автотранспорте, а именно на колесах.
- Специальные, высокопрочные экстракторы для болтов и шпилек. Они применяются для извлечения крепежа с поврежденными головками и другими дефектами из деталей. Инструмент бывает разных размеров, диаметров.
- Фаскосниматель – эффективный инструмент, для снятия наружной фаски с болта или шпильки. Аккуратно и четко снимает кромку с заготовки или нужного крепежа.
Правила установки шпилек
Рассмотрим установку шпилек на примере монтажа колес автомобиля:
- Колесо демонтируют, а шпильки с отверстиями под них обезжиривают.
- Смазывают элементы клеевым герметиком.
- Вставляют крепеж в отверстия.
- С помощью двух гаек затягивают шпильку.
Если шпилька слишком большая по длине, то ее укорачивают, например, с помощью болгарки.
Инструкция по затягиванию болтов
Чтобы правильно заменить болты или скрепить детали с помощью болтового соединения необходимо:
- вставить болт в уже проделанное сквозное отверстие между деталями;
- на резьбу навинтить гайку;
- закрутить гайку до упора, надежно зафиксировав детали.
Для устранения возможной деформации деталей в месте стыковки и крепежа, а также предотвращения раскручивания гайки, между ней и головкой болта ставят шайбу соответствующего размера.
Что все-таки лучше: болт или шпилька
Чтобы выбрать соответствующий крепеж, использовать шпильки вместо болтов или болт вместо шурупа, винта, внимательно читайте рекомендации и посмотрите видео:
Если нужно соединять две детали при имеющемся сквозном отверстии, то стоит выбирать болтовой крепеж. Шпильку же выбирают, когда требуется фиксировать детали без отверстий – ее вкручивают на нужную глубину.
Болт и шпильку используют для разных целей. Заменять болт шпилькой, и наоборот, специалисты не советуют. А если это удастся сделать, то маловероятно, что крепеж прослужит долго.
🙂 😮